Порядок обжалования НПА

Административный порядок

обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и его должностных лиц

 

Нормативные правовые акты и иные решения, действия (бездействия) Министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и его должностных лиц могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в порядке гражданского и арбитражного судопроизводств, а также в досудебном порядке.

 

1. Досудебный порядок обжалования

 

1.1. Граждане и организации имеют право на досудебный (внесудебный) порядок обжалования нормативно-правовых актов, иных  решений, действий (бездействия) Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия)  (далее – Комитет) и его должностных лиц.

В настоящем порядке под жалобой понимается просьба гражданина или юридического лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов.

1.2. Жалоба подается в письменной форме, подлежит регистрации в реестре входящей корреспонденции Комитета и должна содержать:

- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

- наименование и реквизиты обжалуемого нормативного правового акта или иного решения Министерства;

- сведения об обжалуемых действиях (бездействии) Комитета или должностных лиц Комитета;

- указание на права, свободы или законные интересы, которые нарушены нормативными правовыми актами, решением и действием (бездействием) Комитета, его должностных лиц.

Заявителем могут быть к заявлению приложены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

1.3. Жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

1.4. По итогам рассмотрения жалобы Комитет направляет заявителю ответ, подписанный Председателем или курирующим данный вопрос заместителем Председателя, содержащий одно из следующих решений:

- об удовлетворении жалобы с указанием принятых решений, действий, направленных на отмену (полностью или частично) нормативного правового акта или иного решения Комитета, об итогах служебной проверки по обжалуемым действиям (бездействию) должностных лиц комитета;

- об отказе в удовлетворении жалобы с мотивированным заключением.

1.5. Решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано заявителем в судебном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

 

2. Обжалование в порядке гражданского судопроизводства

согласно Гражданскому процессуальному кодексу

Российской Федерации

 

2.1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ст. 251 ГПК РФ).

2.2. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьей 26 ГРК РФ - в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

2.3. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

2.4. Рассмотрение и принятие решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта осуществляются в порядке, предусмотренном ст.ст. 252, 253 ГПК РФ.

2.5. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

2.6. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

2.7. К решениямдействиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

2.8. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2.9. Рассмотрение и принятие решения по заявлению об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего осуществляются в порядке, предусмотренном ст.ст. 257, 258 ГПК РФ.

 

3. Обжалование в порядке арбитражного судопроизводства

согласно Арбитражному процессуальному кодексу

Российской Федерации

 

3.1. Заинтересованные лица могут подать заявление об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в арбитражный суд по общим правилам искового производства с требованием о признании такого акта недействующим.

3.2. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3.3. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3.4. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1пунктами 12 и 10 части 2частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3.3. Порядок рассмотрения и принятия решения по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности определены ст.ст. 194-196 АПК РФ.

3.4. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3.5. Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3.6. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

3.7. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1пунктами 12 и 10 части 2частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

3.8. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

3.9. Порядок рассмотрения и принятия решения по заявлениям о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц определены ст.ст. 200, 201 АПК РФ.